Каждый день менеджеры, управленцы, руководители (кому как ближе) получают информацию от своих коллег, подчиненных. Информация у каждого своя, у кого-то это показатели деятельности, у кого-то статус реализации проекта или выполнения задачи, аналитические данные, финансовые показатели и прочее.
На основании получаемых данных руководители принимают решения, принимают информацию к сведению или просто пропускают ее мимо ушей (такое тоже бывает, и не редко).
Но ведь информация может быть искажена, часть информации может скрыта, или вообще не соответствовать действительности.
Работая в разных российских компаниях, я много раз сталкивался с этим. И конечно, скрывали и искажали всегда негативную информацию, стремясь приукрасить ее. Причины были у всех разные, но результат один: вышестоящий руководитель получал некорректную информацию. А на основании некорректной информации принимались неправильные решения. Или вообще не принимаются никакие решения – все ведь отлично. Люди работали, показывали «красивые или приемлемые результаты», а по факту все было гораздо хуже. Но вникать в это руководство не особо то хотело.
Отлично такую ситуацию обрисовывает ролик из Камеди клаб: «Как начальники отчитывались за тракторный бюджет».
Почему руководители скрывают информацию
1. Стремление к контролю: руководитель может чувствовать угрозу своему авторитету, если вся информация становится доступной вышестоящему руководству. Он может считать, что утаивание информации дает ему больше контроля над ситуацией.
2. Боязнь наказания: некоторые руководители боятся, что вышестоящее руководство накажет их за плохие новости или проблемы. Они предпочитают скрывать проблемы, надеясь, что те разрешатся сами собой.
3. Личная выгода: иногда руководители используют утаенную информацию для собственной выгоды. Например, они могут скрывать данные о неэффективности своих подразделений, проектов чтобы сохранить бюджет, должность или ресурсы.
4. Неумение управлять рисками: многие руководители просто не знают, как правильно работать с рисками и проблемами. Они считают, что лучше скрыть проблему, чем попытаться решить ее самостоятельно.
5. Плохая коммуникация: часто причиной утаивания информации является плохая внутренняя коммуникация. Руководитель считает, что его сообщение не дойдет до вышестоящих лиц или будет неправильно понято.
6. Отсутствие доверия: если вышестоящие лица не доверяют руководителю, он может начать скрывать информацию, чтобы защитить себя. Или, наоборот, отсутствует доверие вышестоящему руководителю.
7. Персональные качества: личные качества руководителя также играют роль. Неуверенные в себе или склонные к манипуляции личности чаще прибегают к утаиванию информации.
Последствия утаивания информации
1. Ухудшение отношений и потеря доверия: скрытая информация создает барьер между руководителем и вышестоящим руководством, ухудшает доверие и взаимопонимание, особенно при выявлении скрытой информации.
2. Упущенные возможности: проблемы, которые остаются незамеченными, могут привести к серьезным последствиям для компании, в том числе экономическим.
3. Падение морального духа: сотрудники видят, что руководство скрывает информацию, и начинают сомневаться в его искренности. Это снижает их мотивацию и лояльность.
Что же с этим делать? Зависит от причин. Но в целом можно выделить следующие направления.
1. Заинтересованность руководителя в получении реальной информации. Если такой заинтересованности нет – дальше можно не читать.
2. Автоматизация отчетности. На сегодняшний день существует много разных решений позволяющих собирать информацию и формировать отчетность (аналитические данные). Но с целью минимизации рисков ее следует учесть следующие моменты:
- ручной ввод информации и ее исправление; при разработке и внедрении систем необходимо минимизировать возможность ввода данных в ручную, а по возможности забирать ее из первоисточника;
- свод аналитических данных, формирование отчетов работником; в идеальном варианте стоит доверить это информационной системе (использование дашбордов, онлайн информационных панелей)
3. Культура управления. Необходимо создать такую атмосферу, которая позволит получать объективную и реальную информацию и исключит желание утаивать или искажать информацию
- минимизировать порку (тем более публичную), если вы видите проблему или плохие результаты попробуйте разобраться в реальных причинах и принимать инструменты и методы, которые позволят их устранить. Если проблема не решается – ор и крики не помогут, или помогут на коротком промежутке;
- просите те данные и информацию, которые вам нужны или если запросили посмотрите и дайте объективную обратную связь
- необходимо создать открытую и прозрачную систему внутренней коммуникации, где каждый сотрудник знает, куда и кому сообщать о проблемах
4. Проводить регулярные аудиты. Проводить регулярные аудиты и проверки, чтобы выявить случаи утаивания информации и принять соответствующие меры.
5. Создать систему поощрений и наказаний. Ввести систему поощрений за честное и открытое поведение и наказания за утаивание информации.